Совершенствование управления запасами с помощью ABC и XYZ анализа

Всё, что было сказано выше – это некая идеология логистики. Перейдём к технике. С чего практически начинают внедрять логистику?

Есть хорошее правило – идти от простого к сложному, а не от сложного к невыполнимому. Самок простое в логистике – это АВС-анализ (правило 20/80, закон Парето). С него и начнём.

Кроме АВС-анализа, в данном разделе будет рассказано также о менее распространённом, но достаточно известном XYZ-анализе. ABC- и XYZ-анализы применяются в любом компоненте логистике: закупочной, управлении запасами и т.д. Поэтому мы и вынесли их в начало, не привязывая к конкретному компоненту.

 

АВС-анализ

 

Есть известное правило в бизнесе, да и не только в бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Данное правило часто называют также правилом 20/80 или законом Парето. Справедливости ради надо сказать, что закон Парето придумал не живший на границе 19-20 веков профессор экономики Лозанского университета Вильфредо Парето, а один из основоположников менеджмента качества, американец Джозеф Джуран, который в одной из своих публикаций приведённое выше и открытое им универсальное правило по ошибке, как он позже сокрушался, назвал законом Парето, что и пошло гулять по миру.

Применяя это правило к сырью, комплектующим, готовой продукции промышленного предприятия или к товарам торговой компании, можно сделать очень простой шаг по внедрению логистики.

Определите перечень товаров (готовой продукции), которые в совокупности дают Вам 80% дохода или прибыли. В этом списке почти наверняка окажется около 20% наименований (групп) товаров. Назовите этот список А. Далее определите перечень товаров, приносящих Вам ещё 15% дохода. Обычно здесь оказывается около 30% наименований. Назовём данный список В. Оставшиеся товары отнесём в группу С.

 

Группа

Количество

Доход

А

20%

80%

В

30%

15%

С

50%

5%

 

Аналогично можно поступить с сырьём, комплектующими. Только последние, конечно же, классифицируют не по доходу, а по стоимости закупки и хранения.

Зачем всё это надо? Для того, чтобы по-разному управлять разными запасами. Например, дорогие запасы группы А закупать более мелкими партиями, чтобы не омертвлять капитал, а также чаще и точнее проводить их инвентаризацию. Наоборот, запасы группы С закупать большими партиями, а инвентаризацию проводить «на глаз».

Многие компании делают подобный анализ, даже не зная, что они проводят именно АВС-анализ.

После проведения подобных расчётов, самое важное, не принимать резких решений, не бросаться в крайности.

Пример. Владелец магазина, определив среди своего товара группу С, приносившую мизерный доход, перестал её закупать. Доходы резко упали, гораздо больше, чем на предполагаемые по закону Парето 5%. Когда обсуждалась данная ситуация, то пришли к следующим выводам: во-первых, АВС-пропорция  сместилась на оставшиеся товары; во-вторых, покупателю важна возможность выбора, важно, чтобы глаза разбегались, приобретает-то он всегда одно и то же, но в магазины с бедным ассортиментом заходит менее охотно. Пришлось вернуть в магазин группу С.

 

Пример АВС-анализа для запасов по их стоимости.

Годовое потребление сырья

Вид

сырья

Стоимость единицы сырья

Годовое потребление, шт.

Годовое потребление, руб.

Годовое потребление, %

1

0.05

50.000

2.500

34.3

2

0.11

2.000

220

3.0

3

0.16

400

64

0.9

4

0.08

700

56

0.8

5

0.07

4.800

336

4.6

6

0.15

1.300

195

2.7

7

0.20

17.000

3.400

46.7

8

0.04

300

12

0.2

9

0.09

5.000

450

6.2

10

0.12

400

48

0.6

Итого

 

81.900

7.281

100

 

Ранжирование

Вид

сырья

Годовое потребление, шт.

Годовое потребление, руб.

Годовое потребление, %

Годовое потребление нарастающим итогом, %

7

17.000

3.400

46.7

46.7

1

50.000

2.500

34.3

81.0

9

5.000

450

6.2

87.2

5

4.800

336

4.6

91.8

2

2.000

220

3.0

94.8

6

1.300

195

2.7

97.5

3

400

64

0.9

98.4

4

700

56

0.8

99.2

10

400

48

0.6

99.8

8

300

12

0.2

100.0

Итого

81.900

7.281

100

 

 

Классификация по АВС-категориям

Категория

Виды

сырья

Количественная доля

Стоимостная

доля

A

7, 1

20

81.0

B

9, 5, 2, 6

40

17.5

C

3, 4, 10, 8

40

2.5

 

Часто компаниям бывает недостаточно ранжирования только по одному показателю (доход, прибыль, оборачиваемость и т д.).  Ничего сложного. Надо только двигаться постепенно – один показатель, потом два, потом три и т.д., а не сразу десяток – есть опасность захлебнуться. Допустим, Вы сделали АВС-анализ продукции по показателю «доход». Естественно, возникает желание оценить ещё и прибыль каждого вида продукции. Делается ещё один АВС-анализ по показателю «прибыль», получается следующая матрица:

 

             Прибыль

Доход

А

В

С

Итого

A

АА 4%

АВ 6%

АС 10%

20%

В

ВА 6%

ВВ 9%

ВС 15%

30%

С

СА 10%

СВ 15%

СС 25%

50%

Итого

20%

30%

50%

100%

 

Возникает не три группы: А, В и С, а девять. В таблице указаны проценты, соответствующие количеству наименований продукции. Если компания в состоянии справиться с таким объёмом информации, то можно подключать следующий показатель, например, оборачиваемость, и т.д. Делать подобный анализ несложно и в Excel: http://upravlenie-zapasami.ru/excel/ – но можно применять и, так называемые, OLAP (Online Analytical Processing)-системы – программные продукты, специально предназначенные для подобного рода многомерного анализа.

Подпись: Доход (прибыль, затраты,…), %

В экономике часто применяются кривые Лоренца (иногда называемые кривыми Парето), показывающие накапливаемый, кумулятивный результат, то, что у нас называется «нарастающим итогом». Для АВС-анализа кривая Лоренца выглядит следующим образом:

Мы говорим о логистике, но закон Парето ввиду его всеобщности применим и к другим компонентам менеджмента. Например, можно классифицировать потребителей по практически тем же показателям: доходу, прибыли, головной боли и т.п.

 

XYZ-анализ

 

Если АВС-анализ достаточно широко известен, то XYZ-анализ применяется гораздо реже ввиду его чуть более тонкого содержания. Но ничего особо сложного в нём нет, надо только вспомнить математическую статистку или разобраться в её основах для не изучавших данный предмет ранее. Как показывает наша практика, ничего непреодолимого в этом нет.

XYZ-анализ предназначен для учёта неопределённостей, возникающих в логистическом потоке. Чаще всего рассматривают неопределённости  спроса на продукцию, но также и неопределённости поставок и производства.

Немного отвлечёмся. Философско-логистический вопрос: зачем нужны запасы? В частности, затем, чтобы компенсировать возможный ущерб от неопределённостей. Запасы необходимы в тех местах логистической цепочки, где возникают неопределённости.  Мы об этом ещё поговорим более подробно в разделе, посвящённом управлению запасами. А пока вернёмся к XYZ-анализу. Данный анализ позволяет учитывать предсказуемость спроса на продукцию,  потребления запасов сырья в производстве и поставок от Ваших поставщиков.

 

Группа

Количество

Коффициент вариации

X

50%

0-10%

Y

30%

10-25%

Z

20%

>25%

 

Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины. В качестве случайной величины в зависимости от задачи могут выступать продажи, потребление сырья в производстве, поставки. Группа Х является наиболее прогнозируемой, Z – наименее.

Как ранее рассматривалась возможность одновременного применения АВС-анализа по нескольким показателям, также можно одновременно применять АВС- и XYZ-анализы.

 

 

Подпись: Контроль за потребностью

 

X

Y

Z

A

AX

AY

AZ

B

BX

BY

BZ

C

CX

CY

CZ

 

 

Ещё раз повторим, зачем всё это нужно, – чтобы по-разному управлять различными группами. Например, рассмотрим торговую компанию, продающую то же, что и закупает. Если какая-либо продукция попала в группу AX, это означает, что она приносит хороший доход (если АВС-анализ сделан по показателю «доход») и предсказуемо продаётся (XYZ-анализ сделан по показателю «объём продаж в штуках»). Поэтому данной группой можно управлять, что называется, Just in Time (точно вовремя), т.е. закупать её в минимальном количестве, чтобы не омертвлять капитал в запасах. При этом также предполагается, что,  во-первых, данная продукция дорогая (попадает в группу А по показателю «себестоимость»), т.е. омертвление капитала существенно, и, во-вторых, поставщики предсказуемо поставляют данную продукцию (попадает в группу Х по показателю «время поставки»).

 

Александр Корчагин

Копирование статьи возможно только вместе с этим текстом, с обязательным указанием автора, и ссылки на первоисточник: http://upravlenie-zapasami.ru/